МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по составлению и оформлению методических разработок

МЕТОДИЧЕСКИЕч РЕКОМЕНДАЦИИ

по составлению и оформлению методических разработок

  1. Общие положения

Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока (занятия), теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

В зависимости от цели, задач, качества и значимости методические разработки могут быть разных уровней и направлений, выполнятся в разных формах: учебное, учебно-методическое и методическое пособие, методическая разработка, методические указания, презентации и др.

Методическая разработка может представлять собой:

  • разработку конкретного урока (занятия);
  • разработку серии уроков (занятий);
  • разработку темы программы;
  • разработку частной (авторской) методики преподавания предмета (дисциплины);
  • разработку общей методики преподавания предметов (дисциплин);
  • разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания; методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета;
  • методические разработки, связанные с новыми учебными специальностями, интегрированными специальностями, разработкой УПД;
  • разработки, связанные с тематикой самообразования педагогов и т.д.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

  • тщательно подойти к выбору темы разработки – тема должна быть актуальной, известной педагогу. По данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт;
  • определить цель методической разработки;
  • внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный педагогический опыт по выбранной теме;
  • составить план и определить структуру методической разработки;
  • определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.

Методическая разработка должна отвечать следующим требованиям:

  • Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
  • Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
  • Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
  • Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
  • Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным.
  • Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
  • Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления образовательного процесса, ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.
  • Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
  • Методическая разработка должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки-задания, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки-схемы, тесты, разноуровневые задания и т.д.).
  • К методической разработке может быть приложена мультимедийная презентация.

Презентация должна отражать:

  • актуальность выбранной темы;
  • соответствие содержания презентации теме методической разработки;
  • соответствие материала современному уровню развития науки и техники;
  • правильное использование научно-технической, методической и иной терминологии;
  • иллюстрационный материал презентации;
  • читаемость и дизайн текста;
  • цветовое решение презентации;
  • оптимальность количества слайдов;
  • эффективность применения анимации.

Презентация прилагается к методической разработке в электронном виде  или на бумажном носителе. Презентация распечатывается в виде выдач по 2 слайда на лист формата А4. Необходимо учитывать, что цветное изображение усиливает эффективность восприятия.

 

  1. Требования к структуре и оформлению методической разработки

 

Методическая разработка должна содержать следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Аннотация.
  3. Содержание.
  4. Введение.
  5. Основная часть, разбитая на главы (при необходимости – на пункты и подпункты)
  6. Заключение.
  7. Список использованных источников.
  8. Приложения.

Титульный лист

Методическая разработка начинается с титульного листа, на котором размещаются:

  • наименование учреждения образования;
  • название разработки;
  • название учебного предмета;
  • название темы (раздела) (при необходимости);
  • сведения об авторе (название должности, инициалы и фамилия, квалификационная категория);
  • выходные данные (год написания работы).

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

В содержании последовательно располагаются заголовки всех элементов методической разработки с указанием номера соответствующей части и номера страницы.

Во введении отражается обоснование актуальности темы, определяются области, в рамках которых проводится описание, цель и предполагаемый конечный результат работы.

Основная часть должна быть посвящена решению поставленных во введении задач и полностью раскрывать суть методической разработки.

В заключении подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом перед составлением методической разработки; также в заключении можно отразить вопрос перспективной работы (исследования) над данной темой.

В списке использованных источников указываются все учебники и учебные пособия, стандарты и другие издания, ресурсы сети Интернет, которые были использованы при подготовке методической разработки, в алфавитном порядке. Цитаты и данные должны иметь ссылки на источники. В списке использованных источников сведения об источниках печатают с абзацного отступа, нумеруют арабскими цифрами, после номера ставят точку.

Приложения (технологические документы, чертежи, таблицы и т.д.) оформляются на отдельных листах.