Школа молодого специалиста

Школа молодого специалиста

1

Цель:

успешное профессиональное становление молодых специалистов

 

2

 

 

Организация современного урока

1)Правильная постановка цели урока

1.Обучающая цель, формирование у учащихся новых понятий и способов действия, системы научных знаний и т.д.:

  • Обеспечить усвоение учащимися закона, свойства, особенностей;
  • Обобщить и конкретизировать знания о…;
  • Отработать навыки…;
  • Устранить проблемы в знаниях;
  • Добиться усвоения учащимися каких-то понятий, вопросов.

2.Воспитательные цели заключается в формировании у учащихся определенных черт личности и черт характера, прежде всего нравственные качества человека: готовность к труду, защите Отечества и т.д.

  • Воспитание патриотизма;
  • Воспитание интернационализма;
  • Воспитание гуманизма;
  • Воспитание добросовестного отношения к труду;
  • Воспитание мотивов учения положительного отношения к знаниям;
  • Воспитание дисциплинированности;
  • Воспитание эстетических качеств.

З.Развивающие цели развитие на уроке психологические качества уч-ся интеллекта, мышления, познавательных, общетрудовых и политехнических умений, воли и самостоятельности:

а) Развитие мышления:

  • Аналитического мышления (формировать умения, существенные признаки и свойства);
  • Синтезирующие мышление (умение устанавливать единые и общие признаки, свойства целого, составлять план изученного материала);
  • Аналитикосинтезирующие мышление (умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы);
  • Абстрактное мышление (умение выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки;
  • Развитие умения применять знания на практике;

б) Развитие познавательных умений:

  • Формирование умения выделять главное;
  • Составлять план, тезисы;
  • Вести конспект;
  • Наблюдать, делать опыты;
  • Умение проводить частично-поисковую познавательную деятельность;
  • Постановка проблемы, выдвижение гипотезы ее решения.

в) Развитие общетрудовых и политехнических умений:

  • Коммуникативно-технических умений;
  • Нешаблонно, творчески подходить к решению разнообразных задач;
  • Операционно-контрольных умений пользоваться приборами и инструментами;
  • Умение планировать, оценивать результаты выполненных действий;
  • Регулировать и контролировать свои действия.

г)  Развитие умения учебного труда:

  • Работать в должном темпе (читать, писать, считать, конспектировать)
  • Развитие приемов наблюдения (цель наблюдения и его последовательность, составление наблюдения объекта)

д) Развитие воли и самостоятельности:

  • Развитие инициативы уверенности в своих силах;
  • Развитие настойчивости;
  • Умение преодолевать трудности при достижении поставленной цели;
  • Развитие умения владеть собой, выдержка, самообладания;

 

  • Развитие умения действовать самостоятельно.
  1. Типы уроков:
  2. Урок изучения нового материала (вводные, вступительные, наблюдение и сбор материала или информации);
  3. Уроки совершенствования ЗУН (формирование умений и навыков целевого использования усвоенного материала);
  4. Уроки обобщения и систематизации ЗУН;
  5. Комбинированные уроки;
  6. Контрольные уроки учета и оценки знаний и умений.
  7. Виды уроков:
  • Лекция; 7) Урок экскурсия;
  • Беседа; 8) Урок семинар; 3)Киноурок;   9) Урок практических работ;

 

  • Урок теоретических или практических 10) Дидактическая игра; самостоятельных работ;                                       11) Анализ ситуаций;
  • Урок самостоятельных работ 12) Устный опрос; репродуктивного типа -устных или                                                            13) Письменный опрос; письменных упражнений;                                                           14) Контрольная работа;
  • Урок лабораторных работ; 15) Зачёт.
  1. Методы и приемы обучений:
  2. монологический метод – учитель сообщает готовые выводы, факты, правила, дает образец, дает задание, учащиеся наблюдают ситуацию, запоминают, делают по образцу;
  3. диалогический метод – в форме беседы; проблемные ситуации, гипотеза, и доказательство её сущности новых понятий дается учителем;
  4. эвристический метод – в форме эвристической беседы. Постановка проблемы и деление ее на подпроблемы и организация поисковой деятельности;
  5. исследовательский метод – преподаватель организует самостоятельную работу учащихся давая им проблемные познавательные знания имеющие практический характер – самый высокий уровень;
  6. алгоритмический метод – инструктирование учащихся. Лабораторные работы, кружки;
  7. программированный метод – подготовка учебного материала путем пошаговой
    разбивки его в форме тестирования.

5.Структура урока:

  1. Актуализация прежних знаний учащихся – сделать знания актуальными нужными в данный момент, освежить прежние знания и способ действия в памяти. Актуализация -означает и психологическую подготовку возбуждение интереса к теме, оценку степени готовности к восприятию нового материала. Актуализация более широкое понятие, чем опрос, в нее входит и контроль учителя за состоянием ЗУН. Видами деятельности могут быть: решение задач, выполнение упражнений, самостоятельная работа, взаимопроверка и т.д.
  2. Формирование новых понятий и способов действия – включает деятельность преподавателя по объяснению нового материала или организация деятельности учащихся по самостоятельному раскрытию сущности новых понятий. Способы: лекция, беседа, рассказ, демонстрационные опыты, работа с книгой.
  3. Формирование умения и навыков – отработка навыков применения знаний путем многократного повторения тех или иных действий. Способы: выполнение упражнений, задач, анализ и т.д.
  4. Подведение итогов уроказадание домашней работы.

Десять советов начинающему преподавателю

Совет первый

Не считай  лицей  местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей.  Лицей  не нуждается в твоем снисхождении.

Сразу ориентируйся на лицей и именно с ним связывай свои честолюбивые мечты. Тем более, что хороший преподаватель лучше посредственного поэта или актера.

Совет второй

Найди себя, свой образ. Преподаватель индивидуален, иначе и речи быть не может о творчестве.

Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Наоборот, приглядывайся к мастерам. Бери на вооружение то, что тебе кажется твоим, что тебе соответствует. Не надо понимать творчество как изобретение пороха. Педагогика существует столько, сколь существует мир. Приемы и находки не умирают с мастером, а предаются его ученикам и последователям. Но каждый настоящий учитель, даже перенимая, остается собой.

Совет третий

     Не замыкайся в своем преподавательстве.

Если преподаватель только преподаватель, это скучно. Играй на гитаре, пой, пиши стихи, играй в волейбол, собирай марки, бывай в театре и на выставках. Расширяй круг друзей и знакомых. Общайся с самыми разнообразными людьми. Ты должен быть интересен своим ученикам.

Совет четвертый

Помни о комплексном характере преподавательского труда.

Все имеет значение и все нужно: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и дисциплина. Не нужно это разделять, это взаимосвязано.

Совет пятый

     Будь счастливым. Будь оптимистом. Верь.

Ребята не должны видеть в тебе неудачника. Неудачников не любят.

Совет шестой

Будь честным и правдивым.

Совет седьмой

Цени юмор в общении с учащимися.

Не бойся смешного, не бойся быть смешным сам: бывают совсем невинные и безобидные смешные ситуации. Не надо смотреть на юмор как на прием. Не надо изощряться в остроумии. Все, в том числе и юмор, должно быть естественно и уместно.

Совет восьмой

     Будь естественным, не притворяйся, не старайся казаться лучше, чем ты есть.

Часто учителя сравнивают с актером, и в этом есть свой резон. Но уж если ты играешь роль, пусть она будет твоей. Играй себя и не переигрывай.

Совет девятый

     Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. Не надо казаться, надо быть.

     Не бойся честолюбия и не слушай ханжей и бездарных завистников. Но честолюбие должно быть внутри, демонстрировать его неприлично. Возводить честолюбие в принцип и подчинять ему все просто недопустимо и безнравственно.  

Совет десятый

Обрети гражданскую позицию.

Гражданская позиция, прежде всего – нравственная. Запомни: какими бы прекрасными не были учебники и учебные программы, истинный проводник гражданской идеи ты.


В помощь молодому специалисту

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ

  1. Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку.
  2. Учет реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов, групп, уровня их воспитанности и развития.
  3. Продумывание и решение в единстве задач образования, воспитания, психического развития; выделение важнейших доминирующих задач урока, их конкретизации с учетом особенностей и возможностей классного коллектива.
  4. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока.
  5. Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших научных понятий, теоретических положений, закономерностей.
  6. Обеспечение практической направленности образовательного процесса.
  7. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет активных, интенсивных методов.
  8. Сочетание фронтальных форм работы с групповыми и индивидуальными.
  9. Осуществление  дифференцированного подхода к учащимся.
  10. Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности.
  11. Общение с учащимися на основе принципа сочетания высокой требовательности с уважением к личности обучающегося.
  12. Совершенствование благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.
  13. Определение содержания и объема домашних заданий.
  14. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций.
  15. Выявление в ходе самоанализа полученных на уроке результатов образования, воспитания и развития обучающихся, учет результатов самоанализа при планировании последующих уроков.

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

                                             Сухомлинский В.А.

ТРЕБОВАНИЯ  К  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРЕПОДАВАТЕЛЯ  НА  УРОКЕ

Требования у деятельности преподавателя на уроке Требования к деятельности учащегося на уроке
Организаторской Обучающей Воспитательной
·                   выполнение намеченного плана урока

·                   эффективность и целесообразность использования наглядности и ТСО

·                   реализация основных психологических и гигиенических требований

·                   наличие эффективной обратной связи со всеми учащимися

·                   знание учебного предмета, уровень педагогического мастерства

·                   уровень организации оформления документации по уроку

·                   качество речи учителя (оптимальность темпа, дикция, образность, эмоциональность)

·                   рациональность использования времени урока

·                   педагогическая культура, такт и внешний вид учителя

соблюдение правил охраны труда и ТБ

·                   реализация принципа научности обучения

·                   четкость осуществления принципа наглядности

·                   реализация принципа прочности, осознанности и системности знаний, умений, навыков

·                   соблюдение принципа доступности и посильности в обучении

·                   реализация принципа проблемности

·                   осуществление принципа связи обучения с жизнью, теории с практикой

·                   оптимальность выбора и степень достижения главной дидактической цели

·                   правильный выбор методов обучения, их соответствие возрасту и развитию учащихся

·                   контроль за выработкой знаний, умений и навыков учащихся

оптимальность объема домашнего задания и эффективность методики доведения его до учащихся

·                   нравственная и мировоззренческая направленность урока

·                   формирование трудовых и учебных навыков учащихся

·                   использование возможностей для профориентации

·                   влияние урока на умственное воспитание и развитие учащихся

·                   требования к физическому и гигиеническому воспитанию

·                   эстетическое воздействие урока на учащихся

·                   эффективность использования связи с жизнью, с практикой при выполнении воспитательных задач в ходе урока

·                   использование воспитательных возможностей словесных и балльных оценок

·                   позиция учителя по отношению к учащимся и правильность выбранного им стиля руководства учащимися

воспитательное значение личности учителя и его деятельности на уроке

·                      уровень познавательной активности

·                      наличие интереса к уроку и учебному предмету

·                      степень самостоятельности

·                      актуализация знаний (умение вычленять ведущие идеи в учебном материале)

·                      уровень аналитических умений и навыков

·                      развитие речи, письменных, графических и специальных умений и навыков в ходе урока

·                      развитие навыков коллективной работы

·                      умения работать на доске, с приборами, специальным оборудованием

·                      организованность и дисциплинированность

соответствие внешнего вида учащихся единым требованиям

 

Каждый урок учителя – это начало многих начал и продолжение продолжений, которые в самом широком смысле отражаются на нашей духовной атмосфере.

                В. Распутин

 

Сорок пять минут урока – это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто его учит, и тех, кого он учит самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное.

Урок! Его величество урок! Голова, тело, дух школы.

 В. Федорова