Профилактика деструктивного поведения в подростковой среде
Деструктивный вид поведения являет собой отклонение от общепринятой нормы поведения и морали и носит разрушающий характер. Разрушения затрагивают все сферы жизни человека: здоровье, отношения с друзьями, социализация и т.д.
Деструктивная модель характерна для 89% людей на планете и проявляется в тяжелые, переломные моменты жизни. Но чаще всего такое расстройство характерно для подростков, которые ввиду своего переходного возраста и ряда других причин поддаются такому поведению. Для того, чтобы понять, как справиться с такой проблемой, нужно выявить, что вызвало такое поведение. Разобравшись в этом, можно без большого труда и посторонней помощи справиться с деструктивностью.
Причины деструктивного поведения среди подростков:
- Проблемы и конфликты в семье (развод, насилие в семье, нарушения общения с близкими, семьей). Отношения детей с родителями, к сожалению, не всегда строятся на фундаменте открытых, полностью искренних отношений, которые являются надежной защитой от многих суровых испытаний, с которыми встречаются подростки в наше время.
Деструктивное поведение – это отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим и старшим поколением. - Конфликты в общении с друзьями, проблемы в школе обычно связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями или классом. Эти проблемы обычно не являются непосредственно причиной, но они приводят к понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения незначимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей среды.
3. Несчастная любовь. Из-за постоянных конфликтов с родителями и отсутствия контактов с ними, в качестве компенсации плохих отношений в семье возникает зависимость от сверстников, особенно противоположного пола. В этом случае часто бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми, что любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. - Страх перед будущим, одиночество.
- Потеря смысла жизни.
- Подражание кумирам.
Сегодня деструктивное поведение несовершеннолетних рассматривается как свидетельство недостатков в воспитательной сфере, сложной социально-экономической ситуации в стране, а совокупность фактов антиобщественного поведения и правонарушений несовершеннолетних на определенной территории как серьезный показатель недостатков проводимой профилактической и социально-воспитательной работы. В связи с этим возникает необходимость в своевременной социально-психологической профилактике деструктивного поведения несовершеннолетних. Поскольку известно, что предупредить какое-то явление легче, чем бороться с ним и его последствиями. Изучение влияния семьи и школы на проявление деструктивных форм поведения позволяет лучше понять природу этого явления, выявить основной механизм и тенденции функционирования и развития деструктивного поведения. Поэтому к решению проблемы профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних, в первую очередь, должны быть причастны семья, система образования и её ведущее звено – школа. Очень важно, чтобы в первую очередь именно школа проводила профилактическую работу, выявляя несовершеннолетних с деструктивными формами поведения, или которые потенциально могут попасть в группу деструктивных.
Родители, каждый должен быть внимателен к ребенку!
Главной причиной появления детей с деструктивным поведением является неспособность родителей эффективно воспитывать своих детей, недостаток знаний у родителей о том, как заниматься их воспитанием, чрезмерная занятость родителей, недостаток контроля с их стороны, частые конфликты в семье, нежелание заниматься полноценным воспитанием детей, авторитарное воспитание (излишний контроль и запреты со стороны родителей.)
Совет родителям прост и доступен: «Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе».
Уважаемые родители и педагоги!
Обращайте внимание на эмоциональное состояние ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите разрешать их и внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не стоит полагаться на время – что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Воспитывайте у подростков позитивный взгляд на все аспекты жизни, вовлекайте подростков в полезные виды деятельности. Подросток должен помнить о том, что в трудной жизненной ситуации он может обратиться к людям, которым доверяет: родителям, классному руководителю, психологу.
7 деструктивных типов поведения человека,
от которых лучше избавиться
Деструктивное поведение – это проявление антисоциальных черт, неадекватное поведение в обществе, манипуляции, оскорбления и прочее.
Увы, но нередко деструктивное поведение не так заметно, как пишут об этом психологи, но даже малейшее проявление – это повод задуматься. Вот семь типов поведения, которое можно назвать деструктивным.
- Газлайтинг
Быть газлайтером, это значит внушать кому-то, что у него проблемы с памятью, головой, здоровьем, хотя на самом деле никаких проблем нет. принцип построен на старорусской поговорке: если сорок раз сказать человеку, что он дурак, он поверит, и станет им.
Суть та же: если вы постоянно намекаете человеку, что он нездоров, вы подталкиваете его к искаженному восприятию действительности.
- Проекция
Проекция – это когда вы свою вину перекладываете на другого, и сами начинаете в это верить. Когда не вы плохой работник, а начальник у вас плохой. Когда не вы виноваты, а вы просто сделали так, как вам советовали.
Так изменщики становятся подозрительными к своим женам, лжецы считают, что все вокруг им врут.
- Навешивание ярлыков
Увы, но это свойственно многим: подумал, решил, обозначил. Иногда пункт про «подумал» – пропускают вообще. Прежде чем говорить что-то о человеке, книге, фильме, предмете – познакомьтесь, прочитайте, посмотрите, изучите!
- Смена темы как способ уйти от ответственности
Этим приемом пользуются многие, и это тоже деструктивное проявление. Конечно, весьма удобно уйти от ответа, просто «сменив пластинку», но это не должно становиться привычкой.
- Манипуляция
В любом виде манипуляция является деструктивным поведением, особенно, если она носит агрессивный характер: «если ты не сделаешь так, как я хочу, то…»
Иными словами, когда звучат ультиматумы – это попытка лишить вас права на собственное мнение. Такие люди стремятся приучить других бояться последствий любого несогласия с ними или несоблюдения их требований.
- Оскорбления
До оскорблений скатываются только те, кому не хватает способов и возможностей донести свою точку зрения по-другому. Иными словами, они идут в ход, когда заканчиваются аргументы.
- Триангуляция
Это феномен, когда для утверждения своей правоты люди привлекают к спору третьих лиц. Чтобы человек усомнился: раз «все» так считают, возможно я на самом деле не прав?