МЕТОДИЧЕСКИЕч РЕКОМЕНДАЦИИ
по составлению и оформлению методических разработок
- Общие положения
Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока (занятия), теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.
В зависимости от цели, задач, качества и значимости методические разработки могут быть разных уровней и направлений, выполнятся в разных формах: учебное, учебно-методическое и методическое пособие, методическая разработка, методические указания, презентации и др.
Методическая разработка может представлять собой:
- разработку конкретного урока (занятия);
- разработку серии уроков (занятий);
- разработку темы программы;
- разработку частной (авторской) методики преподавания предмета (дисциплины);
- разработку общей методики преподавания предметов (дисциплин);
- разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания; методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета;
- методические разработки, связанные с новыми учебными специальностями, интегрированными специальностями, разработкой УПД;
- разработки, связанные с тематикой самообразования педагогов и т.д.
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:
- тщательно подойти к выбору темы разработки – тема должна быть актуальной, известной педагогу. По данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт;
- определить цель методической разработки;
- внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный педагогический опыт по выбранной теме;
- составить план и определить структуру методической разработки;
- определить направления предстоящей работы.
Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.
Методическая разработка должна отвечать следующим требованиям:
- Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
- Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
- Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
- Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
- Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным.
- Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
- Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления образовательного процесса, ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.
- Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
- Методическая разработка должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки-задания, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки-схемы, тесты, разноуровневые задания и т.д.).
- К методической разработке может быть приложена мультимедийная презентация.
Презентация должна отражать:
- актуальность выбранной темы;
- соответствие содержания презентации теме методической разработки;
- соответствие материала современному уровню развития науки и техники;
- правильное использование научно-технической, методической и иной терминологии;
- иллюстрационный материал презентации;
- читаемость и дизайн текста;
- цветовое решение презентации;
- оптимальность количества слайдов;
- эффективность применения анимации.
Презентация прилагается к методической разработке в электронном виде или на бумажном носителе. Презентация распечатывается в виде выдач по 2 слайда на лист формата А4. Необходимо учитывать, что цветное изображение усиливает эффективность восприятия.
- Требования к структуре и оформлению методической разработки
Методическая разработка должна содержать следующие структурные элементы:
- Титульный лист.
- Аннотация.
- Содержание.
- Введение.
- Основная часть, разбитая на главы (при необходимости – на пункты и подпункты)
- Заключение.
- Список использованных источников.
- Приложения.
Титульный лист
Методическая разработка начинается с титульного листа, на котором размещаются:
- наименование учреждения образования;
- название разработки;
- название учебного предмета;
- название темы (раздела) (при необходимости);
- сведения об авторе (название должности, инициалы и фамилия, квалификационная категория);
- выходные данные (год написания работы).
В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.
В содержании последовательно располагаются заголовки всех элементов методической разработки с указанием номера соответствующей части и номера страницы.
Во введении отражается обоснование актуальности темы, определяются области, в рамках которых проводится описание, цель и предполагаемый конечный результат работы.
Основная часть должна быть посвящена решению поставленных во введении задач и полностью раскрывать суть методической разработки.
В заключении подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом перед составлением методической разработки; также в заключении можно отразить вопрос перспективной работы (исследования) над данной темой.
В списке использованных источников указываются все учебники и учебные пособия, стандарты и другие издания, ресурсы сети Интернет, которые были использованы при подготовке методической разработки, в алфавитном порядке. Цитаты и данные должны иметь ссылки на источники. В списке использованных источников сведения об источниках печатают с абзацного отступа, нумеруют арабскими цифрами, после номера ставят точку.
Приложения (технологические документы, чертежи, таблицы и т.д.) оформляются на отдельных листах.