Молодежь о мире. Ориентиры в жизни

 

 УО«Скидельский государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей»

Педагог-психолог   Лукашевич Е.Е.

Психологическая игра «Ориентиры в жизни»

(предназначена для кураторов учебных групп и учащихся)

 

Цель: способствовать анализу своего образа жизни учащимися; осознанию важности ценностных ориентиров для осуществления позитивного выбора.

Задачи:

– воспитывать чувство ответственности за свою жизнь, сохранение здоровья;

– формировать у подростков стремление занимать активную жизненную позицию.

Форма работы:  смешанная-групповая с  элементами тренинговых упражнений.

  1. Упражнение «Ритуал приветствия». Принятие правил работы на занятии.
  2. Упражнение: «Введение в тему».

Глаза у нас намного выше ног
В том смысле вижу я особый знак:
Мы все сотворены, чтоб каждый мог
Все осмотреть перед тем, как сделать шаг.

Р.Гамзатов

Участники садятся по кругу. Педагог-психолог  говорит: «О чем идет речь в стихотворении? Что хотел сказать нам автор? «

Фраза «Моя жизнь в моих руках» свидетельствует о том, что сам человек является строителем своей жизни. Наше поведение, поступки, желания отражаются на нашем настоящем, будущем. Сегодня попробуем определить, что может повлиять на нашу жизнь, наше здоровье.

На что мы ориентируемся, делая свой выбор?

  • интересы
  • что сегодня модно
  • твои способности
  • личные потребности
  • возможности
  • последствия
  • польза
  • материальные возможности
  • наличие свободного времени
  • информированность о ситуации выбора
  • возможные варианты выбора
  1. Упражнение: «Выбор пути».

Цель –  развитие самосознания,  осознанного выбора в самоутверждении.

Педагог-психолог  предлагает подросткам  выбрать свой  путь на жизнь.

На доске изображены две стрелки, указывающие на два разных пути:

  • полезная занятость, труд;

2 – развлечения.

Возле каждого пути магнитами прикреплены листочки надписями внутрь. Учащиеся по очереди подходят к доске и, сделав свой выбор пути, открывают листочки с надписями. Обсуждение влияния выбранного пути на жизнь человека, учащиеся комментируют последствия выбранного образа жизни.

Разбирается, что будет с человеком, который выбрал путь развлечений

Из чего состоит путь:

  • болезни;
  • непонимание в семье;
  • отсутствие успеха;
  • беспокойство, депрессия;
  • денежные проблемы;
  • отсутствие любви;

Разбирается второй путь Труд.

Из чего состоит путь:

  • здоровье;
  • благополучие семьи;
  • материальный достаток;
  • достижение цели;
  • профессиональная успешность;
  • любовь;

Вывод: человек, который выбрал путь развлечений – вывод: потеря себя.

Выбор второго пути Труд ведет к победе над собой, достижению целей, благополучию.

  1. Упражнение «В поисках смыслов жизни».

Цель –  развитие способности адекватно анализировать своё предназначение,

Педагог-психолог подчеркивает, что каждый человек для чего-то рождается, приходит в этот мир, и у каждого есть свое предназначение — это закон жизни. Перед всеми людьми рано или поздно встает вопрос: для чего я живу? В чем же смысл жизни? Даже если человек с головой уходит в заботы, время от вре­мени эта мысль его посещает. Даже самый неда­лекий, стремящийся получать от жизни только удовольствия, духовно небогатый человек порой спрашивает себя: зачем я живу? Жизнь не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах. Смысл может быть найдет во всем и всегда. По­пытайтесь ответить на следующие вопросы:

  1. Что я даю жизни (творчество, учеба, труд)?
  2. Что я беру от жизни (ценности, переживания, опыт)?
  3. Как я отношусь к тому, как я живу?
  4. Хотелось бы что-то поменять в своей жизни?»

Самые смелые могут озвучить свои мысли. Возможно, они совпадают с мыслями большин­ства ребят. Можно обсудить, почему? 

  1. Упражнение «Право выбора».

Цель – умение анализировать свои личные качества.

Педагог-психолог предлагает каждому участнику проанализировать ситуацию; «Если Вы попадаете в ситуацию выбора, неплохо было бы дать себе время ответить на ряд вопросов».

  1. Какие преимущества я получу, сделав данный выбор.?
  2. Какие неприятности могут ожидать меня в этом случае?
  3. Как долго могут сохраняться преимущества и как долго – неприятности? А не станут ли неприятности более серьезными с течением времени?
  4. Уверен ли я, что в результате буду чувствовать себя хорошо?

6.Рефлексия

Учащиеся делятся впечатлениями по проведенному занятию (продолжить фразу):

  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • было трудно…
  • я попробую…
  • мне захотелось…
  • я научился…

Список использованных источников:

      1.Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками/Л.Ф. Анн. – СПб.: Питер, 2005. – 271с.

  1. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе – СПб.: Речь, 2002. – 251с.
  2. Эксакусто Т.В. Практикум по групповой псикоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры/ Т.В. Эксакусто. 2-е изд. Ростов-на-Дону, 2008.