КОНФЛИКТЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

КОНФЛИКТЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Цель: содействие в осознании преимуществ бесконфликтного общения, обучение моделям конструктивной коммуникации.

 Материалы: клубок ниток; схема «Гвоздь проблем», ватман, маркер или доска; конфеты; презентация «Искаженное восприятие»; видеоматериал о иррациональных установках и негативном восприятии личности; раздаточный материал (бланки для тестирования), ручки.

Ход занятия

АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ

1.Упражнение «Коммуникативная паутина»

Цель: установление контакта, снятие излишнего напряжения, введение в тематику.

  1. Тесты: «Закончи предложение»; «Ранжирование ценностей»
  2. Упражнение «Мишень»
  3. Презентация о восприятии как психическом процессе с просмотром иллюзорных картинок

Цель: демонстрация индивидуального восприятия мира

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Схема конфликта «Гвоздь проблем»

Ведущий использует схематическое изображение конфликта в виде гвоздя, где «шляпка» – это конфликт, а скрытая часть гвоздя – это составляющие конфликта:

а) отсутствие общения;

б) отсутствие сотрудничества;

в) отсутствие позитивного утверждения личности.

1.Упражнение «Ответить – не ответить»

Цель: через оценку чувственного восприятия игровой ситуации способствовать формированию вывода о том, игнорирование может стать причиной конфликта.

2.Методом «мозгового штурма» записываются на доске качества, которыми обладает хороший слушатель. Обсуждение методов активного слушания

3.Упражнение «Кто сильнее» (армреслинг с поощрением победителя).

Цель: практически показать, что сотрудничество лучше конфликта.

4.Видеоматериал на позитивное утверждение личности

Цель: обсуждение иррациональных установок и как они влияют на наше восприятие людей, явлений и событий.

  1. Диагностика предрасположенности к конфликтному поведению.

Цель: познакомить со стилями поведения в конфликте, изучить уровень сформированности индивидуального стиля, способствовать мотивации на коррекцию поведения.

ШЕРИНГ

Цель: развитие способности к самоанализу и рефлексии

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

  1. Меня зовут…
Ценности

 

Баллы
Образование

Здоровье

Семья

Дружба

Любовь

Взаимопонимание

  1. Мне… лет.
  2. У меня… глаза
  3. Мой любимый цвет…
  4. Мое любимое животное…
  5. Мои друзья…
  6. Мои увлечения…
  7. Моего лучшего друга зовут…
  8. Лучше всего я умею…
  9. Меня огорчает…
  10. Меня радует…
  11. Больше всего мне нравится в людях…
  12. Самая главная моя цель…

Индивидуальная диагностика «Яблочный тест» Макса Люшера

Одним из эффективных инструментов преодоления границ собственных возможностей и имеющихся проблемных зон.

Чтобы протестировать себя необходимо:

1-держать перед глазами яблоки синего, красного, желтого и зеленого цвета.

2-оценить по пятибалльной шкале выраженность у себя каждого из перечисленных в столбцах качеств.

3-суммировать баллы и записать число в конце каждого из столбцов.

Синее

яблоко

Желтое

яблоко

Зеленое яблоко
Красное

яблоко

 

верность вспыльчивость общительность спокойствие
скромность эмоциональность открытость старательность
уступчивость агрессивность разговорчивость уравновешенность
впечатлительность возбудимость контактность самолюбие
пессимизм сексуальность подвижность целеустремленность
осторожность резкость беззаботность надежность
замкнутость оптимизм легкомысленность престижность
религиозность активность инициативность хозяйственность
Общая сумма Общая сумма   Общая сумма   Общая сумма  

1.Синее яблоко – внутренняя удовлетворенность.

2.Красное яблоко – уверенность в своих силах.

3.Желтое яблоко – внутренняя свобода.

4.Зеленое яблоко – самоуважение.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБЩЕНИЯ

 

У каждого из нас бывает плохое настроение или самочувствие, когда мы беспричинно сердимся или некорректно себя ведем, а потом сожалеем об этом.

Чувства, особенно если они отрицательны и сильны, следует выражать в словесной форме, а не держать в себе. Как же нам сказать о своих чувствах, чтобы это не было разрушительно ни для собеседника, ни для вас.

Психологическая техника «Я- сообщение» по правилу:

Когда вы говорите о своих чувствах,  говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о поведении другого.

Старайтесь употреблять безличные предложения, неопределенные местоимения, обобщающие слова.

Пример:    «Мне не нравится, когда меня сравнивают с другими людьми»

Преимущества «Я – сообщения»  перед  «Ты – сообщением».

  • Оно позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной форме. Выражая свои чувства без обид и обвинений, мы оставляем наши желания и переживания.

Ошибки, которые вы можете допускать на первых порах:

  • Иногда, начав с «Я – сообщения», заканчивают фразу «Ты – сообщением».

Пример: «Меня раздражает твоя принципиальность».

Осознай разницу, найди

«Я- сообщение» в ситуации:  Вы в который раз просите родителей купить мобильный телефон. Отец отвечает: «Со следующей зарплаты» и в очередной раз покупает запчасти для машины. Вы начали сердиться.

Ваши слова :

  1. Ты думаешь только о себе!
  2. Я злюсь, когда ты не обращаешь на меня внимание!
  3. Меня возмущает, когда люди не сдерживают свои обещания!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ?

          Многие из нас порой ловят себя на том, что самые незначительные неприятности вызывают несоизмеримо сильное раздражение. При этом портится настроение, ухудшается самочувствие, и в результате душевная неуравновешенность постепенно становится неприятной  особенностью характера. А насколько вам удается владеть собой? Ответ на этот вопрос дает приведенный ниже тест.

Варианты ответов на вопросы: «очень», «не особенно», «ни в коем случае».

Раздражает ли вас:

Смятая страница газеты, которую вы хотите прочитать?

Женщина в летах, одетая как молоденькая девушка?

  • Чрезмерная близость собеседника (допустим, в трамвае в час пик)?
  • Курящая на улице женщина?
  • Когда какой-то человек кашляет в вашу сторону?
  • Когда кто-то грызет ногти?
  • Когда кто-то смеется невпопад?
  • Когда кто-то пытается учить вас, что и как нужно делать?
  • Когда в кинотеатре сидящий перед вами все время вертится и комментирует сюжет фильма?
  • Когда вам пытаются пересказать сюжет интересного романа, который вы только собираетесь прочесть?
  • Когда вам дарят ненужные предметы?
  • Громкий разговор в общественном транспорте?
  • Слишком сильный запах духов?
  • Человек, который жестикулирует во время разговора?
  • Знакомый, который часто употребляет иностранные слова?

За каждый ответ «очень» запишите 4 очка, за ответ «не особенно» – 1 очку, за ответ «ни в коем случае» – 0.

Более 50 очков. Вас не отнесешь к числу спокойных и уравновешенных людей. Вас раздражает все, даже вещи незначительные. Вы вспыльчивы, легко выходите из себя. А это расшатывает нервную систему, от чего страдают и окружающие.

От 12-49 очков. Вас можно отнести к самой распространенной категории людей. Вас раздражают вещи только самые неприятные, но из обыденных невзгод вы не делаете драму. К неприятностям вы умеете «поворачиваться спиной», достаточно легко забываете о них.

11 и менее очков. Вы весьма уравновешенный человек, реально смотрите на жизнь. Или этот тест недостаточно исчерпывающий, и ваши наиболее уязвимые стороны в нем не проявились? Судите сами. По крайней мере, с полной уверенностью о вас можно сказать: вы не тот человек, которого легко вывести из равновесия.

В заключение уместно привести два важных жизненных правила, сформулированные американским кардиологом Робертом Элиотом (а специалист по профилактике инфарктов и сердечной недостаточности, наверное, знает, что говорит).

Правило первое: «Не огорчайтесь по пустякам!»

 Правило второе: «Все пустяки!»

КОНФЛИКТ

  1. Если возникла конфликтная ситуация, самое главное умение занять правильную позицию, избрать верную линию поведения.
  2. Прежде всего, надо знать, что мешает уладить конфликт, а что, наоборот, помогает.
  3. Не стоит отвечать криком на крик. Здесь вступает в действие всем известный закон Ньютона: «Сила действия равна силе противодействия».
  4. Чем больше вы проявляете агрессии, тем больше вы получите агрессии в ответ.
  5. Как правило, человек, провоцирующий конфликт просто не умеет правильно снимать свои стрессы. И основная ошибка стороны, подвергшейся «нападению», – это ответная агрессия. Между словом «агрессия» и словом «стресс» можно поставить знак равенства.
  6. Возьмите на вооружение спокойствие, юмор, игнорирование нападок. В зависимости от ситуации используйте наиболее подходящий инструмент. Не стоит вступать в конфликт, пока вас не оскорбили явно. Если же это произошло, то вы можете твердо и уверенно поставить обидчика на место, у вас все козыри…

Я УМЕЮ ГОВОРИТЬ «НЕТ»

Если вы не хотите с чем-либо соглашаться

  • Надо хорошо знать, чего ты хочешь и чего не хочешь делать.
  • Не скрывать этого от других.
  • Точно знать, что твои желания не причинят вреда другим людям.
  • С уважением относиться к другим людям, особенно тогда, когда вы говорите им, чего вы не хотите делать. Понимать, что, унижая другого, вы не поднимаетесь выше. В такой ситуации вы оба выглядите плохо.
  • Не повышать голос без крайней необходимости: это звучит агрессивно и оскорбительно для собеседника.
  • Знать, что у тебя есть право говорить «нет» там и тогда, где ты сочтешь нужным это сделать.
  • Смотреть в глаза человеку, в разговоре с которым нужно проявить твердость.
  • Лучше говорить серьезно: если вы будете говорить в шутливом тоне, это может быть неправильно истолковано. Однако если вам надо сказать «нет» человеку, который не желает вам зла, и может быть хочет вам помочь, шутливая форма предпочтительнее. Помните: шутка не исключает решительности.
  • Обращаться непосредственно к человеку, с которым надо поговорить. Если вы расскажете о своих проблемах не ему, а просто своим (или вашим общим) знакомым, они посочувствуют вам, но убедить его оставить вас в покое не смогут.
  • Если у вас совсем нет опыта отказа, и вы опасаетесь, что в нужную минуту не сможете проявить твердость, обратитесь за помощью и поддержкой к человеку, которому вы доверяете: матери, отцу, учителю, психологу, старшему другу.