Методические рекомендации по организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию

Методические рекомендации

по организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования

С целью совершенствования форм и методов военно-патриотического воспитания обучающихся в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, вводится должность «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию».

Военно-патриотическое воспитание обучающихся направлено на формирование у молодежи патриотического самосознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.

Организацию деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

военно-идеологическое;

военно-историческое;

военно-спортивное;

обеспечение соблюдения требований и норм безопасности при организации образовательного процесса;

профилактическая работа;

Военно-идеологическое направление включает ознакомление с основными идеями, ценностями, взглядами, определяющими личностную направленность и гражданскую позицию юношей и девушек, организацию и проведение мероприятий военно-патриотической направленности; осуществление взаимодействия с командирами воинских частей, подразделений, ветеранскими объединениями, патриотическими клубами и иными заинтересованными учреждениями и организациями в вопросах военно-патриотического воспитания обучающихся; проведение работы, связанной с припиской обучающихся к призывным участкам; ведение воинского учета призывников из числа обучающихся в учреждении образования; участие в отборе контингента обучающихся для церемонии вноса и выноса Государственного флага Республики Беларусь при проведении торжественных мероприятий.

Военно-историческое направление включает ознакомление с основными историческими вехами в становлении белорусского государства, военно-освободительными событиями в истории и этапами становления независимости страны, организацию и проведение мероприятий, приуроченных к знаковым событиям в истории Республики Беларусь, памятным и юбилейным датам и имеющих особое историческое и общественно-политическое значение; организацию экскурсий в государственные музеи, мемориальные комплексы Республики Беларусь.

Военно-спортивное направление включает организацию участия команд обучающихся в соревнованиях, конкурсах, мероприятиях военно-патриотической направленности, в том числе в республиканских соревнованиях по зимнему и летнему многоборью «Здоровье» совместно с руководителем физического воспитания.

Обеспечение соблюдения требований и норм безопасности при организации образовательного процесса включает информационную работу, направленную на предупреждение деструктивного информационного воздействия на участников образовательного процесса, в части организации круглых столов, семинаров, лекций для обучающихся.

Профилактическая работа включает проведение мероприятий по предупреждению противоправного поведения в молодежной среде, формированию правовой культуры и правовых компетенций обучающихся.

  1. Требования к руководителю по военно-патриотическому воспитанию.

Квалификационная характеристика (должностные обязанности, квалификационные требования) содержится в Едином квалификационном справочнике должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», на основании которой должна быть составлена должностная инструкция руководителя по военно-патриотическому воспитанию.

Руководитель по военно-патриотическому воспитанию (далее – руководитель ВПВ) назначается и освобождается от должности приказом директора учреждения образования.

При организации воспитательной работы руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует руководствоваться следующими нормативными правовыми и методическими документами: Кодексом Республики Беларусь об образовании в новой редакции (Закон Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании»), Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (от 05.11.1992 № 1914-XII), Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575), Концепцией информационной безопасности (постановление Совета безопасности Республики Беларусь от 18 марта 2019 г. № 1), Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 № 82), Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг. (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 31 декабря 2020 № 312), Программой патриотического воспитания населения Республики Беларусь  на 2022-2025 годы (Постановление Совета Министров Республики Беларусь  от 29 декабря 2021 г. № 773), инструктивно-методическим письмом «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования» (на учебный год), иными нормативными правовыми актами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

Руководитель ВПВ подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе.

Вопросы состояния военно-патриотического воспитания, в том числе деятельности руководителя ВПВ, должны быть включены в план самоконтроля учреждения образования.

Критерии и показатели оценки работы руководителей ВПВ представлены в Приложении 1.

  1. Планирование работы руководителя ВПВ.

Руководитель ВПВ осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, который должен содержать конкретные цели и задачи, современные формы и методы работы, перечень актуальных мероприятий, разработанных во взаимодействии с иными субъектами образовательного процесса (кураторы учебных групп, воспитатели общежитий, мастера производственного обучения, педагог-организатор, библиотекарь, руководитель музея, педагог-психолог, педагог социальный, руководитель физического воспитания).

В план работы руководителя ВПВ рекомендуется включать следующие разделы:

  1. Аналитический отчет о деятельности руководителя ВПВ за предыдущий учебный год.
  2. 2.Цель и задачи военно-патриотического воспитания на учебный год.
  3. Планирование деятельности на учебный год.

План работы руководителя ВПВ должен содержать мероприятия в соответствии с направлениями деятельности:

– уроки мужества, дни воинской славы, мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость Республики Беларусь, встречи с ветеранами и оказание им шефской помощи, тематические экскурсии в музеи и воинские части, просмотр и обсуждение кинофильмов военной тематики, квест-игры, спортивно-массовые мероприятия;

– приуроченные к знаковым событиям в истории Республики Беларусь и имеющие особое историческое и общественно-политическое значение;

– участие в республиканских акциях и мероприятиях военно-патриотического характера (республиканской акции «Беларусь помнит», республиканской научно-практической конференции «Великая Отечественная война: история и память», республиканском гражданско-патриотическом проекте «Собери Беларусь в своем сердце», республиканском конкурсе компьютерных разработок патриотической направленности «Патриот.bу», республиканской акции «Я гэты край Радзімаю заву», Всебелорусской молодежной экспедиции «Дорогами памяти. Дорогами единства», республиканском слете поисковых отрядов (клубов) «Мы наследники Победы»;

– мероприятия по вовлечению молодежи в поисковую работу, исследовательскую, экскурсионную и просветительскую деятельность;

– совместные мероприятия по взаимодействию с воинскими частями, подразделениями Вооруженных Сил, молодежными общественными объединениями (ОО «БРСМ»), ДОСААФ и ветеранскими организациями по военно-патриотическое воспитанию;

– экскурсии в государственные музеи, мемориальные комплексы, а также воинские части;

– участие в работе совета учреждения образования, педагогическом совете, методических объединениях, семинарах, конференциях;

– обобщение и распространение передового педагогического опыта в области военно-патриотического воспитания и др.

Алгоритм разработки плана работы руководителя ВПВ представлен в Приложении 2.

Примерная структура плана работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, представлен в Приложении 3.

  1. Примерные формы и методы работы по военно-патриотическому воспитанию обучающихся.

При выборе форм и методов организации работы по военно-патриотическому воспитанию важно учитывать возрастные и психологические особенности, уровень физической подготовки, склонности и интересы обучающихся, специфику учреждения образования, а также результаты мониторинга качества военно-патриотического воспитания за предыдущий год.

При организации военно-патриотического воспитания рекомендуется использовать интерактивные формы работы, в процессе которых учащаяся молодежь может высказать своё мнение, вести диалог, уважать мнение собеседника, аргументированно вести дискуссию:

круглые столы, брифинги, дискуссии, турниры, дебаты («Что значит быть патриотом сегодня?», «Диалог поколений», «Я – гражданин Республики Беларусь»); открытые микрофоны, открытые кафедры, пресс-релизы («Вчера. Сегодня. Завтра», «Гордость за Беларусь»), молодежные баттлы («Я знаю. А ты?», «Я бы в армию пошел…», «Новое поколение выбирает»);

профилактические и интерактивные брифинги («Я в ответе за свои поступки», «Я – гражданин», «Роль права в жизни гражданина, общества и государства», «Правонарушение и юридическая ответственность», «Служба в армии. Призыв и я», «Моя ответственность», «Моя жизненная позиция», «Права молодежи», лекторий «Знать обязан»);

интеллектуальные ток-шоу, квизы, квесты, викторины («Законы нашей страны – наши законы», «Что значит быть патриотом?», «Страна, которой я горжусь»);

экскурсии, туристические походы по местам боевой и трудовой славы;

конкурсы патриотической песни;

клубы военно-патриотического профиля («Поиск», «Рубеж», «На страже порядка», «Мужество», «Патриот» и др.);

спортивные соревнования, спартакиады во взаимодействии с руководителем физического воспитания;

поисково-исследовательская деятельность, реализация проектов.

В целях совершенствования проводимой работы по военно-патриотическому воспитанию следует использовать анкету (Приложение 4).

  1. Взаимодействие руководителя ВПВ с другими участниками образовательного процесса.

При организации работы руководитель ВПВ взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса:

кураторами учебных групп (мастерами производственного обучения): участие в организации информационных часов, реализации мероприятий информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина», проведении единых уроков и мероприятий, посвященных памятным событиям, государственным праздникам и знаменательным датам в истории Республики Беларусь; обеспечение взаимодействия военно-патриотических объединений (клубов) учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования,  с воинскими частями, подразделениями Вооруженных Сил и ветеранскими организациями, организация туристских слетов и походов по местам боевой, воинской славы, спартакиад и спортивных соревнований, посвященных памятным датам в истории Беларуси и пр.;

педагогом-организатором: организация занятости обучающихся в части их вовлечения в военно-патриотические клубы, организация конкурсов патриотической направленности, разработка игр в формате квестов (веб-квестов) патриотического содержания, создание аллей боевой славы в учреждениях образования;

библиотекарем: участие в организации тематических выставок боевой славы, проведение совместных мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, посвященных государственным и праздничным датам;

руководителем музея: организация исследовательской, поисковой и экскурсионной деятельности, реализация проектов, создание интерактивных карт по памятным местам, посвященным историческим событиям;

руководителем физвоспитания: организация подготовки команд обучающихся к участию в соревнованиях, спартакиадах, конкурсах, мероприятиях военно-патриотической направленности, проведение туристских походов, слетов, экспедиций по местам воинской славы;

педагогом-психологом, педагогом социальным: участие в проведении анкетирования обучающихся по выявлению готовности к службе в Вооруженных силах Республики Беларусь, в мероприятиях профилактической направленности;

воспитателем общежития: проведение воспитательных мероприятий, участие в организации быта и досуга проживающих в общежитии;

преподавателями учебных дисциплин: организация научно-исследовательских (практических) конференций, круглых столов по военно-патриотическому воспитанию;

педагогами дополнительного образования: участие в организации деятельности объединений по интересам патриотической направленности на базе учреждения образований;

законными представителями: привлечение родителей (законных представителей) обучающихся к участию в конкурсах, акциях, беседах по военно-патриотическому воспитанию и др.

  1. Условиями эффективного военно-патриотического воспитания учащихся являются:

активизация интереса обучающихся к изучению истории становления Вооруженных Сил Республики Беларусь и их роли по обеспечению национальной безопасности и защите суверенитета;

расширение сети объединений по интересам (клубов) военно-патриотического профиля на базе учреждения образования;

использование информационных Интернет-ресурсов патриотической направленности;

взаимодействие с воинскими частями, подразделениями Вооруженных Сил и ветеранскими организациями с демонстрацией военных, военно-спортивных и военно-промышленных достижений Республики Беларусь;

вовлечение обучающихся в поисковую работу, исследовательскую и экскурсионную деятельность;

привлечение авторитетных спикеров к обсуждению актуальных вопросов военно-патриотического воспитания с молодежной аудиторией;

эффективное информационное сопровождение военно-патриотического воспитания;

активное взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся.

  1. Создание информационного пространства

При организации военно-патриотического воспитания обучающихся необходимо использовать информационное пространство учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования:

сайт учреждения образования (страницы в социальных сетях и мессенджерах): создание на официальном сайте учреждения образования вкладки «Военно-патриотическое воспитание», размещение актуальных информационных материалов, фото и видеоматериалов о проводимых мероприятиях, статьи и методические разработки мероприятий, информационные и методические материалы деятельности военно-патриотического клуба, памятки, флаеры;

информационные стенды: график работы военно-патриотического клуба, анонсы предстоящих мероприятий, фотоматериалы проведенных мероприятий, актуальная (сменяемая) информация;

радио и телестудии учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, республиканские СМИ, библиотеки, государственные музеи и др.

С целью совершенствования организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся и повышения его качества руководителю ВПВ следует использовать возможности интерактивной платформы патриотического воспитания «Патриот.by»

Приложение 1

Критерии и показатели

оценки работы руководителей

по военно-патриотическому воспитанию

Критерии Показатели
1. Организация и проведение мероприятий военно-патриотической направленности (акции, месячники, декады, митинги, выставки, экспедиции, конференции, уроки мужества, спартакиады, военно-патриотические игры и др.) 1.     Количество проведенных воспитательных мероприятий военно-патриотической направленности:
из них во взаимодействии с:
1.1.1.    педагогом-организатором
1.1.2.    педагогом социальным
1.1.3.    кураторами учебных групп
1.1.4.    воспитателями общежитий
1.1.5.    руководителем физвоспитания, преподавателями физической культуры
1.1.6.    преподавателями истории, белорусского языка и литературы
1.1.7.    руководителем музея
1.1.7. педагогом-психологом
1.1.8. воинскими частями
1.1.9. представителями военного комиссариата
1.1.10. молодежными общественными объединениями (ОО «БРСМ» и др.)
1.1.11. ветеранскими объединениями
2. Количество экскурсий военно-патриотической направленности
3. Количество призовых мест, занятых обучающимися в мероприятиях военно-патриотической направленности, из них в:
4.1. региональных мероприятиях
4.2. республиканских мероприятиях
5. Представительство различных категорий обучающихся, в том числе несовершеннолетних, участвующих в мероприятиях военно-патриотической направленности, в т.ч. детей-сирот, детей-инвалидов, несовершеннолетних, находящихся в СОП, обучающихся, с которыми проводится ИПР (% от общего количества представителей категорий в учреждении образования).
6. Уровень удовлетворенности обучающихся проводимой в учреждении образования работой по военно-патриотическому воспитанию (по результатам анкетирования).
2. Организация постоянных форм военно-патриотического воспитания 1. Реализация учебных программ факультативных занятий военно-патриотической направленности (да /нет)

2. Процент (%) вовлеченности обучающихся в освоение содержания факультативных занятий военно-патриотической направленности («Готовы Родине служить», «Время Родину защищать», «Я гражданин», «Отвага. Мужество. Честь» «Молодые защитники Отечества» и др.) (от общего количества обучающихся)

3. Наличие клубов (объединений) военно-патриотической направленности (да /нет)

4. Процент (%) вовлеченности обучающихся в объединения военно-патриотической направленности (клубы, объединения по интересам) (от общего количества обучающихся)

3. Сформированность гражданско-патриотической культуры обучающихся 1.    Осведомленность обучающихся в вопросах прав, обязанностей гражданина Республики Беларусь; культуры и истории страны и др. (по результатам анкетирования)
2.    Сформированность у обучающихся гражданского самосознания (по результатам анкетирования):

– наличие представлений о том, что значит быть гражданином и патриотом страны, ощущать себя гражданином и патриотом страны;

– осознание ответственности за будущее страны;

– сформированность чувства преданности Родине, гордости за свою страну и народ;

– осознание своих обязанностей по защите Отечества как в военное, так и в мирное время, готовность к службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь;

– признание ценности и значимости культурно-исторических достижений белорусского народа.

3.    Социально-политическая активность обучающихся: количество обучающихся, принимающих участие в работе органов ученического самоуправления, общественных организациях, молодежных объединениях; в республиканских акциях, митингах и пр.
4. Повышение профессиональной компетентности руководителя по военно-патриотическому воспитанию 1.     Повышение квалификации в РИПО, ИРО и других учреждениях дополнительного образования взрослых в установленный срок (да /нет)
2.     Участие в конференциях, семинарах /из них выступлений (количество)
3.     Участие в работе методических объединений/из них выступлений, проведенных мастер-классов (количество)
5. Осуществление обязательной подготовки граждан к военной службе во взаимодействии с командирами воинских частей, подразделений, начальниками факультетов (военных кафедр)

 

1.     Приписка обучающихся к призывным участкам
1.1.           оформление личных дел допризывников (да /нет)
1.2.           сопровождение прохождения медицинской комиссии допризывниками (да /нет)
1.3.           проведение индивидуальных бесед с допризывниками и их законными представителями (количество)
1.4.           выступление на общих/групповых родительских собраниях (количество)
2.     Количество организованных учебно-полевых сборов, военно-патриотических, оборонно-спортивных лагерей, в том числе на базе воинских частей
6. Обеспечение требований и норм безопасности при организации образовательного процесса 1.     Количество проведенных учебно-тренировочных эвакуационных мероприятий
2.      Количество случаев травматизма среди несовершеннолетних при организации образовательного процесса
3.     Количество выявленных случаев деструктивного информационного воздействия на участников образовательного процесса
4.     Количество замечаний органов государственного надзора, управлением образования по вопросам соблюдения противопожарного режима в учреждении образования
5.     Участие в заседании советов учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (количество)
6.     Проведение индивидуальной работы с обучающимися, требующими повышенного педагогического внимания (количество проведенных мероприятий)
7.     Участие в проведении профилактических рейдов (в том числе по выявлению фактов курения на территории учреждения образования, в общежитиях) (количество)
8.     Взаимодействие с законными представителями обучающихся по вопросам обеспечения безопасности и дисциплины (индивидуальное, групповое и массовое) (количество)
7. Организация работы по основам безопасности жизнедеятельности

 

1.     Результативность участия обучающихся в мероприятиях (конкурсы, соревнования) по основам безопасности жизнедеятельности (количество участий, % призовых мест)
2.     Организация руководителями по военно-патриотическому воспитанию деятельности объединений по интересам по основам безопасности жизнедеятельности (да /нет)
3.     Вовлеченность обучающихся в мероприятия республиканского, регионального уровней, направленных на формирование культуры безопасного поведения (посещение Центра безопасности МЧС, ГАИ, музеев, участие в конкурсах и т.д.) (% от общего количества обучающихся учреждения образования)
8. Функционирование информационного пространства военно-патриотического воспитания 1.     Наличие информационного пространства военно-патриотического воспитания в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования (да /нет):
1.1.           стенды
1.2.           радиостудии/телестудии
1.3.           вкладка (раздел, баннер) на сайте учреждения образования
1.4.           страница в социальных сетях/блог
1.5.           освещение работы по военно-патриотическому воспитанию в периодических изданиях (количество публикаций)
1.6.           иные виды
2.     Периодичность актуализации информации
2.1.  не реже 1 раза в неделю
2.2.  не реже 2 раз в месяц
2.3.  не реже 1 раза в месяц
2.4.  иная периодичность

Приложение 2

АЛГОРИТМ

составления плана работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, на учебный год

  1. Общие положения

План работы руководителя ВПВ в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, (далее – план) разрабатывается на учебный год и утверждается руководителем учреждения образования.

В плане должны быть указаны цель и задачи военно-патриотического воспитания на учебный год, основные  направления, методы и формы работы, сроки выполнения, лица, ответственные за выполнение предусмотренных планом мероприятий.

План должен включать следующие структурные разделы:

  1. Аналитический отчет о деятельности руководителя ВПВ за предыдущий учебный год.
  2. 2.Цель и задачи военно-патриотического воспитания на учебный год.
  3. Планирование деятельности на учебный год.
  4. 2Подготовка плана

1 этап. Анализ деятельности по военно-патриотическому воспитанию обучающихся в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, за предыдущий учебный год.

Анализ деятельности по военно-патриотическому воспитанию осуществляется с учетом критериев и показателей, приведенных в Приложении 1.

Результаты анализа оформляются в виде аналитического отчета.

Примерная структура аналитического отчета руководителя ВПВ

  1. Основные направления деятельности руководителя по ВПВ и перечень основных мероприятий: военно-идеологическое, военно-историческое, военно-спортивное, обеспечение соблюдения требований и норм безопасности при организации образовательного процесса, профилактическая работа с обучающимися, иные направления.

Все запланированные мероприятия должны быть выполнены в полном объеме. В случае невыполнения отдельных мероприятий указываются причины невыполнения и формулируются задачи, реализация которых будет способствовать осуществлению планов в будущем.

  1. Организация работы военно-патриотического клуба: указать название, направления работы, количество участников.
  2. Проведение дополнительных (незапланированных) мероприятий: перечислить внеплановые и их результаты, количество участников и приглашенных лиц.
  3. Организация взаимодействия с воинскими частями, подразделениями Вооруженных Сил, молодежными общественными объединениями (ОО «БРСМ» и пр.), ДОСААФ и ветеранскими организациями по военно-патриотическое воспитанию: перечислить проведенные мероприятия, количество участников;
  4. Проведение работы по вовлечению обучающихся в поисковую, экскурсионную и исследовательскую работу: указать результаты, количество экскурсий, исследовательских работ.
  5. Выполнение поставленных задач по военно-патриотическому воспитанию: указать положительные результаты и причины невыполнения (в случае невыполнения поставленных задач).
  6.  С учетом результатов работы по военно-патриотическому воспитанию обучающихся в 20_/20_учебном году необходимо:

Формулируются меры:

по улучшению деятельности по конкретным направлениям военно-патриотического воспитания;

по устранению выявленных проблем в организации деятельности по военно-патриотическому воспитанию;

по совершенствованию материально-технической базы, необходимой для организации военно-патриотического воспитания.

2 этап. Определение цели и задач военно-патриотического воспитания обучающихся на учебный год.

Военно-патриотическое воспитание обучающихся направлено на формирование у молодежи патриотического самосознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.

Задачи формулируются с учетом результатов работы в предыдущем учебном году, мониторинга качества военно-патриотического воспитания за предыдущий год.

Примерный перечень задач военно-патриотического воспитания обучающихся, которые необходимо отражать в плане:

формирование любви к Родине и гордости за её достижения, развитие и формирование патриотического сознания и самосознания и гражданской позиции личности;

развитие национального самосознания и патриотических чувств посредством освоения национальной культуры, ценностного отношения к истории, языку, традициям;

воспитание уважительного отношения к Государственному гербу, Государственному флагу и Государственному гимну Республики Беларусь;

сохранение исторической памяти и воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины, уважение ее гражданско-политических ценностей;

формирование общечеловеческих, национальных, военно-патриотических ценностей, направленных на сплочение белорусов;

воспитание ответственности перед своим Отечеством, чувства долга перед страной; привитие исторической ответственности за происходящее в обществе;

моделирование в сознании обучающихся военно-патриотических идеалов, образа человека-патриота (на примере граждан-героев страны);

формирование готовности защищать интересы своей страны, ее свободу и независимость;

формирование компетенций и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии;

формирование необходимых морально-психологических качеств личности для защиты Отечества и овладение соответствующими физическими умениями и навыками.

3 этап. Планирование деятельности по военно-патриотическому воспитанию обучающихся на учебный год

На данном этапе определяются направления работы по военно-патриотическому воспитанию, мероприятия, сроки их проведения и ответственных за их реализацию.

В рамках реализации военно-идеологического направления для обучающихся учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, следует включить мероприятия:

приуроченные к знаковым событиям в истории Республики Беларусь и имеющих особое историческое и общественно-политическое значение;

посвященные памятным и юбилейным датам населенных пунктов, направленных на сохранение памяти об известных земляках;

просмотр и обсуждение документальных и художественных фильмов и передач военно-патриотической направленности;

участие в республиканских акциях и мероприятиях военно-патриотического характера (республиканской акции «Беларусь помнит», республиканской научно-практической конференции «Великая Отечественная война: история и память», республиканском гражданско-патриотическом проекте «Собери Беларусь в своем сердце», республиканском конкурсе компьютерных разработок патриотической направленности «Патриот.bу», республиканской акции «Я гэты край Радзімаю заву», Всебелорусской молодежной экспедиции «Дорогами памяти. Дорогами единства», республиканском слете поисковых отрядов (клубов) «Мы наследники Победы»);

патриотический квест «Служу Родине», «Большое путешествие по Беларуси»;

дискуссия «Что значит быть патриотом сегодня?», «Диалог поколений», «Я – гражданин Республики Беларусь»;

тренинги, консультации, круглые столы и семинары-практикумы;

решение ситуационных задач «Принять решение!» («Школа выживания»), «Приказано выжить! Первая помощь пострадавшим»;

интерактивные беседы «Я гражданин», «Роль права в жизни гражданина, общества и государства», «Правонарушение и юридическая ответственность», «Служба в армии. Призыв и я», «Моя ответственность» и др.;

смотр-конкурс патриотической песни «О героях былых времен…»;

молодежный баттл «Я знаю. А ты?»;

информационный квиз «Служба в армии − территория ответственности»;

квест-викторина «Что я знаю о белорусской армии?»;

профилактические беседы «Я в ответе за свои поступки», «Моя жизненная позиция», «Права молодежи»;

лекторий «Знать обязан»;

круглые столы с участием представителей органов государственной власти, Белорусской православной церкви;

информационные часы «Обзор мировых новостей» («Коротко о главном», «Важный разговор» и др.);

организация работы информационно-пропагандистской группы с обучающимися УПО: «Минутка патриота», информ-дайджест; выпуск газеты УПО (передач радио УПО) и др.; создание тематических информационных листков, сайтов, блогов; дискуссии «Современные СМИ и Интернет»,  «Паутина лжи» «Вчера. Сегодня. Завтра»; мастер-класс «Читаю и анализирую. Учимся работать с информацией»; разбор кейсов по противодействию деструктивной информации;

участие в реализации информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» и др.

В рамках реализации военно-исторического направления следует включить мероприятия:

обновление экспозиций музея, музейной комнаты (экспозиций, посвященных подвигам героев Великой Отечественной войны и др.);

экскурсии и праздничные мероприятия;

оформление информационного стенда  «Наша армия – наша сила»;

уроки Памяти по вопросам военной истории;

встречи с представителями ветеранских организаций, военнослужащими, приуроченные к историческим памятным датам;

тематические книжные выставки «О подвиге и славе», «Наше наследие», «Герои живут рядом»;

публикации в СМИ и т. д., посвященные историческим и праздничным датам;

посещение исторических музеев, мемориальных комплексов республиканского значения;

экскурсии, туристические походы по местам боевой и трудовой славы белорусского народа;

месячник военно-патриотических дел (февраль);

конкурсы, квизы, квесты, викторины, акции, посвященные Дню народного единства (17 сентября), Дню памяти воинов-интернационалистов (15 февраля), Дню защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь (23 февраля) и пр.;

конкурсы электронных плакатов, постер-мотиваторов «Я помню! Я горжусь»;

вебинар с участием законных представителей обучающихся «Великая Отечественная война в истории моей семьи» (к 9 мая);

организация деятельности объединений по интересам военно-патриотического профиля («Поиск», Рубеж», «На страже порядка», «Мужество», «Патриот»);

разработка информационно-образовательных ресурсов «Гісторыя нашай краіны», интерактивных карт о подпольном партизанском движении региона «Исторические города Беларуси», «Их подвиги не забудем» и др.;

конкурсы электронных газет «Страницы военной истории», «Военная история Беларуси» к Международному дню памятников и исторических мест (18 апреля);

конкурсы исследовательских работ к Международному дню освобождения узников концлагерей (11 апреля);

тематические выставки «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященные трагедии сожженной деревни Хатынь;

киномарафон «Смотри и помни»;

читательская конференция «Огненными дорогами» ко Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа (22 июня);

туристический поход по значимым историко-культурным объектам (населенный пункт, район).

В рамках реализации военно-спортивного направления для обучающихся учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, могут быть включены следующие мероприятия:

спортивная эстафета, конкурсы по стрельбе и строевой подготовке, военно-тактическая игра, соревнования по выполнению оборонно-спортивных комплексов и нормативов, военно-прикладным видам спорта, военно-спортивные игры;

Дни здоровья;

республиканские соревнования по зимнему и летнему многоборью «Здоровье».

В рамках обеспечения соблюдения требований и норм безопасности при организации образовательного процесса следует включить следующие мероприятия:

круглые столы «Деструктивные коммуникации в веб-среде», «Интернет: Добро и Зло»;

семинары «Онлайн-риски и вызовы веб-среды», «Как не стать жертвой преступления»;

лекции «Информационные войны и операции», «Угрозы информационного воздействия».

В рамках организации профилактической работы с обучающимися необходимо включить следующие мероприятия:

республиканские акции, конкурсы, олимпиады правовой тематики;

месячники (декады), недели правовых знаний;

оказание содействия в организации деятельности молодёжных отрядов охраны правопорядка, молодежных добровольных дружин, антинаркотических отрядов;

профилактико-правовой вернисаж «ТРИ «Д» – Думай. Действуй. Делай»;

интерактивные игры: «Закон и я», «Закон, по которому мы живём», «Основной закон государства: права, гарантии, защита», «ПРАВОсознательный путь»;

акции: «Профилактика и ТЫ»; «Дружим с Законом!»; «Новое поколение против правонарушений», «Вместе за безопасность и правопорядок»; «За правопорядок вместе»; «Служить закону – призвание и жизненное кредо».

В план могут быть включены мероприятия, обусловленные спецификой работы конкретного учреждения образования (например, реализация проектов, программ и др.).

В план работы руководителя ВПВ должны быть включены мероприятия по повышению профессиональной компетентности руководителя по военно-патриотическому воспитанию: участие в семинарах, конференциях, курсах повышения квалификации и др.

При составлении плана работы необходимо учитывать:

требования национальных стратегий, концепций, государственных молодежных программ, программ по военно-патриотическому воспитанию;

требования нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, и организацию образовательного процесса;

методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь;

требования локальных правовых актов учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования;

предложения структурных подразделений учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, по содержанию плана.

Приложение 3

УТВЕРЖДАЮ

(руководитель учреждения образования, дата)

Примерный план работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионального-технического и среднего специального образования

1.Аналитический отчет за предыдущий учебный год

  1. Цель и задачи военно-патриотического воспитания на учебный год
  2. Планирование деятельности на учебный год
№ п/п Наименование мероприятий Сроки

реализации

Ответственные исполнители
1. Военно-идеологическое направление
2. Военно-историческое направление
3. Военно-спортивное направление
4. Обеспечение соблюдения требований и норм безопасности при организации образовательного процесса
5. Профилактическая работа с обучающимися
 
 
6. Иные направления работы
 
7. Повышение профессиональной компетентности руководителя по военно-патриотическому воспитанию
 

 Приложение 4

Анкета

для обучающихся учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования

Анкетирование проводится с целью изучения мнения обучающихся об организации работы по военно-патриотическому воспитанию в учреждении образования.

Внимательно прочитайте вопросы и все предложенные варианты ответов. Выберите ответ(ы), который соответствует Вашему мнению. В открытом вопросе Вы можете написать свой вариант ответа. В табличном вопросе необходимо указать один ответ в каждой строке.

Ваше мнение позволит сделать работу по военно-патриотическому воспитанию более интересной и полезной. Опрос анонимный, свою фамилию указывать не надо.

  1. Какие мероприятия по военно-патриотическому воспитанию проводились в Вашем учреждении образования в текущем учебном году? (возможно несколько вариантов ответа)
  2. Уроки мужества
  3. Дни воинской славы
  4. Благоустройство воинских захоронений
  5. Встречи с ветеранами войны и труда, детьми войны, оказание им шефской помощи
  6. Тематические экскурсии в музеи
  7. Посещение памятных мест (Курган Славы, мемориальных комплексов «Хатынь», «Брестская крепость», историко-культурный комплекс «Линия Сталина», обелисков и др.)
  8. Экскурсии в воинские части
  9. Встречи в учреждении образования с представителями воинских частей, подразделений Вооруженных сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований
  10. Просмотр и обсуждение кинофильмов военной тематики
  11. Военно-патриотические квест-игры, викторины, конкурсы
  12. Другое (напишите)________________________________________
  13. Ничего из перечисленного выше

     2.  В каких из перечисленных мероприятий Вы принимали участие? (возможно несколько вариантов ответа)

  1. Уроки мужества
  2. Дни воинской славы
  3. Благоустройство воинских захоронений
  4. Встречи с ветеранами войны и труда, детьми войны, оказание им шефской помощи
  5. Тематические экскурсии в музеи
  6. Посещение памятных мест (мемориальных комплексов «Хатынь», «Брестская крепость», Курган славы, историко-культурный комплекс «Линия Сталина», обелисков и др.)
  7. Экскурсии в воинские части
  8. Встречи в учреждении образования с представителями воинских частей, подразделений Вооруженных сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований
  9. Просмотр и обсуждение кинофильмов военной тематики
  10. Военно-патриотические квест-игры, викторины, конкурсы
  11. Другое (напишите)________________________________________
  12. Ни в каких из перечисленны

         3.Принимаете ли Вы участие в:

(отметьте один вариант ответа в каждой строке)

Да Нет, но хотел(а) бы Нет, не заинтересован(а)
1.  Тематических неделях военно-патриотической направленности 1 2 3
2.  Поисковой деятельности 1 2 3
3.  Работе военно-патриотических объединений (клубов) 1 2 3
4.  Республиканских проектах и акциях военно-патриотической направленности 1 2 3

       4.Если Вы принимаете участие в мероприятиях военно-патриотической направленности, то что Вас побуждает это делать? (возможно несколько вариантов ответа.

  1. Возможность помочь другим людям, принести им пользу
  2. Интерес к военно-патриотической тематике
  3. Стремление сохранить память об исторических событиях, героях своей страны
  4. Возможность разнообразить свой досуг, поучаствовать в различных играх, соревнованиях и др.
  5. Интерес к истории и краеведению
  6. Возможность получить полезную информацию, расширить кругозор
  7. Общение с одногруппниками, друзьями
  8. Возможность почувствовать себя успешным, найти приложение своим способностям
  9. Другое (напишите)_________________________________________

5. Мероприятия военно-патриотической направленности, в которых Вы принимали участие, были для Вас интересны и полезны? (отметьте один вариант ответа)

  1. Да, вполне
  2. Не совсем
  3. Нет
  4. Я не участвовал в мероприятиях военно-патриотической направленности

 

  1. Что побуждает Вас участвовать в мероприятиях военно-патриотической направленности, проводимых в Вашем учреждении образования: (возможно несколько вариантов ответа)
1. Собственное желание

2. Требование куратора учебной группы, мастера производственного обучения, руководителя по военно-патриотическому воспитанию, администрации учреждения образования

3. Совет родителей

4. Совет друзей

5. Не принимаю участия

 

  1. Если Вы НЕ принимали участия в мероприятиях военно-патриотической направленности, то укажите причину (возможно несколько вариантов ответа)
  2. Не хватает свободного времени (посещаю занятия в других объединениях по интересам и др.)
  3. Интересующее меня мероприятие военно-патриотической направленности в учреждении образования не проводилось
  4. Меня не интересуют мероприятия данной тематики
  5. Я не всегда знаю о проводимых в учреждении образования мероприятиях
  6. Родители не считают, что я должен участвовать в военно-патриотических мероприятиях
  7. Другое (напишите)__________________________________________

 

  1. Учитываются ли Ваши пожелания и предложения при планировании и организации мероприятий военно-патриотической направленности? (отметьте один вариант ответа)
  2. Да
  3. Иногда
  4. Нет
  5. Затрудняюсь ответить

 

  1. В каких из перечисленных мероприятий Вы хотели бы принять участие в будущем? (возможно несколько вариантов ответа)
  2. Уроки мужества
  3. Дни воинской славы
  4. Благоустройство воинских захоронений
  5. Встречи с ветеранами войны и труда, детьми войны, оказание им шефской помощи
  6. Тематические экскурсии в музеи
  7. Посещение памятных мест (Кургана славы, обелисков и др.)
  8. Экскурсии в воинские части
  9. Встречи в учреждении образования с представителями воинских частей, подразделений Вооруженных сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований
  10. Просмотр и обсуждение кинофильмов военной тематики
  11. Военно-патриотические квест-игры, викторины, конкурсы
  • Другое (напишите)________________________________________
  • Затрудняюсь ответить
  • Ни в каких из перечисленных

 

  1. Что, на Ваш взгляд, нужно сделать, чтобы мероприятия военно-патриотической направленности стали более полезными и интересными для обучающихся? (напишите) ______________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Благодарим за участие в анкетировании!