«РЕСУРСЫ СЕМЬИ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА»

ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Степень благополучности Ваших взаимоотношений с собственными детьми»

Ф.И.О._________________________________________________________

Отвечайте на вопросы и утверждения:

а) да (+),        б) нет (-),            в) иногда, отчасти (+ -).

Вопросы и утверждения теста ответ балл
1.     Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2.     Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли, решая личные вопросы?
3.     Интересуются ли они вашей работой?
4.     Знаете ли вы друзей ваших детей?
5.     Бывают ли они у вас дома?
6.     Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?
7.     Проверяете ли вы, как они учат уроки?
8.     Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?
9.     Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
10. Мои дети думают, что у нас нет разногласий, из-за нежелания родителей считаться с точкой зрения подростков.
11. При обсуждении актуальных тем, у меня с детьми не возникает споров из-за различного взгляда на жизнь.
12. У меня нет трудностей в отношениях с детьми по причине моей требовательности и нетерпимости.
13. Я никогда не жалуюсь кому-то на своих детей.
14. Предпочитаете проводить отпуск (отдых) вместе с детьми или без них?
15. Бываете ли вместе в театрах, кино, музеях, на выставках, концертах, в местах массового отдыха?

При обработке теста помните,

что утвердительный ответ оценивается 2 баллами.

Если ответ выражается словами «иногда, отчасти», присуждается – 1 балл, если отрицательный – 0 баллов.

Результат:

БОЛЕЕ 20 ОЧКОВ. Ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными. Вы умеете с ними доброжелательно общаться, находить общий язык, общение строите правильно, тактично делаете замечания, предупреждаете конфликты.

ОТ 10 ДО 20 ОЧКОВ. Ваши отношения с детьми можно считать удовлетворительными, хотя не всегда и не во всех случаях благоприятные. В основном вы находите с ними общий язык, общение строите правильно, но в каких то ситуациях срываетесь, тогда возникают конфликты.

МЕНЕЕ 10 ОЧКОВ. Уровень благополучия ваших отношений с детьми низкий. Ваши контакты не ладятся, они явно ситуативные, время от времени получаются, но чаще всего возникают конфликты и недоразумения.

Если ребенок вызывает

у вас своим поведением отрицательные переживания,

сообщите ему об этом.

Чувства, особенно если они отрицательны и сильны, следует выражать в словесной форме, а не держать в себе.

Как же нам сказать о своих чувствах ребенку, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас. Предлагаю использовать психологическую технику

«Я-СООБЩЕНИЕ», которая работает по следующему правилу:

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку,  говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.

Старайтесь употреблять безличные предложения, неопределенные местоимения, обобщающие слова.

Пример:    

«Мне не нравится, когда за стол садятся

с грязными руками».

ТЕХНИКА  «АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ»

Активно слушать ребенка – это значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Примеры:

-Сын: Он отнял мою машинку.

Мама: Ты очень огорчен и рассержен на него.

Не оставляйте ребенка наедине с его переживаниями.

Техника работает по следующим правилам:

  1. Повернитесь к ребенку лицом, глаза в глаза. Избегайте общения из другой комнаты, у телевизора, у плиты и т. д.
  2. Ваши ответы должны звучать в утвердительной форме. Фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.
  3. Очень важно в беседе «держать паузу».
  4. Ответ должен обозначить чувства ребенка.

В результате активного слушания

  1. Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. (Разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.)
  2. Ребенок, убедившись в том, что взрослый готов его слушать начинает рассказывать о себе все больше.
  3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
  4. Дети сами довольно быстро начинают активно слушать своих родителей.
  5. Техника активного слушания, применяемая к детям, меняет нас самих. И если мы ею владеем, то она переходит в искусство общения.

Задание для первой группы.

Нужно заполнить в таблице графу «Чувства ребенка», прочитав «Ситуацию и слова ребенка», заполнить графу «Ваш ответ», обозначив этой фразой чувства ребенка, которые (по вашему мнению ) он испытывает ( см. образец).

Ситуация и слова ребенка. Чувства ребенка. Ваш ответ.
1 (Образец ):  «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчик, мальчишка- хулиган выбил у меня портфель, и из него все высыпалось». Огорчение, обида. Ты сильно расстроилась, и тебе было очень обидно.
2 (Ребенку сделали укол, плачет): «Доктор плохой».

Задание для второй группы.

Нужно заполнить в таблице графу «Чувства ребенка», прочитав «Ситуацию и слова ребенка», заполнить графу «Ваш ответ», обозначив этой фразой чувства ребенка, которые ( по вашему мнению ) он испытывает ( см. образец).

Ситуация и слова ребенка. Чувства ребенка. Ваш ответ.
1 (Образец ):  «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчик, мальчишка- хулиган выбил у меня портфель, и из него все высыпалось». Огорчение, обида. Ты сильно расстроилась, и тебе было очень обидно.
(Ребенок роняет чашку, та разбивается): «Ой!!! Моя чашечка!»

Задание для первой группы

Ситуация 1.Вы который раз зовете дочь садиться за стол. Она отвечает: «Сейчас» и продолжает заниматься своим делом. Вы начали сердиться.

Ваши слова:

  1. Да сколько же раз тебе говорить!
  2. Я начинаю сердиться , когда приходиться повторять одно и тоже.
  3. Меня сердит, когда ты не слушаешься.
  4. Дополнительное задание.
1. Ситуация 2. Ваше чувство 3. «Я- сообщение»
Вы только что вымыли пол, дочь пришла и наследила

Задание для второй группы.

Ситуация 2. Вы приходите домой уставшей, а у вашего сына –подростка друзья, музыка, веселье. На столе следы их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство раздражения и обиды («Хоть бы обо мне подумал»!)

Ваши слова:

  1. Тебе не приходит в голову, что я могу быть уставшей?!
  2. Убери посуду.
  3. Меня обижает и сердит, когда я прихожу уставшая и нахожу дома беспорядок.
1. Ситуация 2. Ваше чувство 3. «Я- сообщение»
Ребенок шалит за столом, не смотря  на предупреждение, пролил молоко.

ТИПЫ АВТОМАТИЧЕСКИХ ОТВЕТОВ РОДИТЕЛЕЙ,

И ТО, ЧТО СЛЫШАТ В НИХ ДЕТИ

  1. Приказы, команды:

«Сейчас же убери!», «Перестань!», «Вынеси ведро!», «Быстро в кровать!», «Чтобы я больше этого не слышал!», «Замолчи!» – ребенок  слышит нежелание вникнуть в его проблему, неуважение к его самостоятельности, возникает чувство бесправия и брошенности в «беде».

В ЭТОМ СЛУЧАЕ ДЕТИ «БУРЧАТ», СОПРОТИВЛЯЮТСЯ, ОБИЖАЮТСЯ, УПРЯМЯТСЯ.

  1. Предупреждения, предостережения, угрозы:

«Если не перестанешь плакать, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже!», «Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!», «Не придешь вовремя, пеняй на себя!» – угрозы загоняют ребенка в еще больший тупик. При частом повторении дети к ним привыкают и перестают на них реагировать. Тогда родители от слов переходят к делу.

  1. Мораль, нравоучения, проповеди:

«Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек обязан трудиться», «Ты должен уважить взрослых» – дети чувствуют давление авторитета, вину, скуку.

Моральные устои воспитываются не столько словами, сколько атмосферой в доме, через подражание поведению взрослых.

БЕСЕДОВАТЬ С ДЕТЬМИ О МОРАЛЬНЫХ НОРМАХ И ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ НУЖНО ТОЛЬКО В ИХ СПОКОЙНЫЕ МИНУТЫ.

  1. Советы, готовые решения:

«А возьми и скажи…», «Почему бы тебе не попробовать…», «По-моему, нужно пойти извиниться», «Я бы на твоем месте дал сдачи» – это вызывает у детей желание быть самостоятельными, принимать решения самому, позиция «сверху» раздражает детей, не оставляет у них желания рассказать больше о своей проблеме.

  1. Доказательства, логические выводы, нотации, «лекции»:

«Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорила! Не послушался, пеняй на себя» – дети отвечают: «Отстань!», «Сколько можно!», «Хватит!». ОНИ ПЕРЕСТАЮТ СЛЫШАТЬ, ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГЛУХОТОЙ».

  1. Критика, выговоры, обвинения:

«На что это похоже!», «Опять все сделала не так!», «Все из-за тебя!», «Зря я на тебя понадеялась!», «Вечно ты…» – эти фразы вызывают у детей ответное нападение, отрицание, озлобление, либо уныние, подавленность, разочарование в себе, формируется низкая самооценка, ребенок начинает думать, что он и в самом деле плохой, неудачник.

Обращайте ваше внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны поведения вашего ребенка. Не бойтесь, что слова одобрения в его адрес испортят его.

Например: «Спасибо, что ты сходил в сад за малышом», «Хорошо, что ты пришел, когда обещал», «Мне нравится готовить с тобой вместе».

  1. Похвала:

Не хвалите (в похвале есть элемент оценки), а одобряйте ребенка.

  • где похвала, там и выговор;
  • ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее;
  • может заподозрить, что вы неискренни с ним, хвалите его из каких-то своих соображений.

Вместо: «Молодец!», скажите: «Я рада за тебя!»

  1. Обзывание, высмеивание:

«Плакса-вакса», «Ну просто дубина!», «Какой же ты лентяй» – дети обижаются и защищаются: «Сама такая!», «Ну и буду плаксой!», разуверяются в себе.

  1. Догадки, интерпретации:

«Я знаю, все это из-за того, что ты…», «Небось, опять подрался», «Я вижу тебя насквозь…» – кому нравится, чтобы его «вычисляли»?

ДЕТИ УХОДЯТ ОТ КОНТАКТА.

  1. Выспрашивание, расследование:

«Нет, ты все-таки скажешь», «Что же все-таки случилось? Я все равно узнаю», «Почему ты опять получил двойку?», «Ну почему ты молчишь?» – вопросительные предложения заменяйте утвердительными. Вопрос звучит как холодное любопытство, а утвердительная фраза – как понимание и участие.

  1. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания:

«Успокойся», «Не обращай внимания», «Я тебя понимаю» – в этих фразах пренебрежение к заботам ребенка, преуменьшение или отрицание его переживания.

  1. Отшучивание, уход от разговора:

«Отстань!», «Не для тебя», «Вечно ты со своими жалобами».

Пример:

Сын: «Знаешь, папа, я терпеть не могу химию! Ничего в ней не понимаю!»

Отец: «Как много между нами общего» – проявлено чувство юмора, но проблема не разрешилась).

Трудно? Очень! Нужно все время подбирать подходящие фразы не естественные, а «выученные».

В основе новых навыков общения – уважение к личности ребенка, признание его прав на собственные желания, чувства и ошибки, внимание к его заботам, отказ от родительской позиции «сверху».

Научитесь слышать свои ошибки!