ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Степень благополучности Ваших взаимоотношений с собственными детьми»
Ф.И.О._________________________________________________________
Отвечайте на вопросы и утверждения:
а) да (+), б) нет (-), в) иногда, отчасти (+ -).
Вопросы и утверждения теста | ответ | балл |
1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми? | ||
2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли, решая личные вопросы? | ||
3. Интересуются ли они вашей работой? | ||
4. Знаете ли вы друзей ваших детей? | ||
5. Бывают ли они у вас дома? | ||
6. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах? | ||
7. Проверяете ли вы, как они учат уроки? | ||
8. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения? | ||
9. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам? | ||
10. Мои дети думают, что у нас нет разногласий, из-за нежелания родителей считаться с точкой зрения подростков. | ||
11. При обсуждении актуальных тем, у меня с детьми не возникает споров из-за различного взгляда на жизнь. | ||
12. У меня нет трудностей в отношениях с детьми по причине моей требовательности и нетерпимости. | ||
13. Я никогда не жалуюсь кому-то на своих детей. | ||
14. Предпочитаете проводить отпуск (отдых) вместе с детьми или без них? | ||
15. Бываете ли вместе в театрах, кино, музеях, на выставках, концертах, в местах массового отдыха? |
При обработке теста помните,
что утвердительный ответ оценивается 2 баллами.
Если ответ выражается словами «иногда, отчасти», присуждается – 1 балл, если отрицательный – 0 баллов.
Результат:
БОЛЕЕ 20 ОЧКОВ. Ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными. Вы умеете с ними доброжелательно общаться, находить общий язык, общение строите правильно, тактично делаете замечания, предупреждаете конфликты.
ОТ 10 ДО 20 ОЧКОВ. Ваши отношения с детьми можно считать удовлетворительными, хотя не всегда и не во всех случаях благоприятные. В основном вы находите с ними общий язык, общение строите правильно, но в каких то ситуациях срываетесь, тогда возникают конфликты.
МЕНЕЕ 10 ОЧКОВ. Уровень благополучия ваших отношений с детьми низкий. Ваши контакты не ладятся, они явно ситуативные, время от времени получаются, но чаще всего возникают конфликты и недоразумения.
Если ребенок вызывает
у вас своим поведением отрицательные переживания,
сообщите ему об этом.
Чувства, особенно если они отрицательны и сильны, следует выражать в словесной форме, а не держать в себе.
Как же нам сказать о своих чувствах ребенку, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас. Предлагаю использовать психологическую технику
«Я-СООБЩЕНИЕ», которая работает по следующему правилу:
Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.
Старайтесь употреблять безличные предложения, неопределенные местоимения, обобщающие слова.
Пример:
«Мне не нравится, когда за стол садятся
с грязными руками».
ТЕХНИКА «АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ»
Активно слушать ребенка – это значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Примеры:
-Сын: Он отнял мою машинку.
Мама: Ты очень огорчен и рассержен на него.
Не оставляйте ребенка наедине с его переживаниями.
Техника работает по следующим правилам:
- Повернитесь к ребенку лицом, глаза в глаза. Избегайте общения из другой комнаты, у телевизора, у плиты и т. д.
- Ваши ответы должны звучать в утвердительной форме. Фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.
- Очень важно в беседе «держать паузу».
- Ответ должен обозначить чувства ребенка.
В результате активного слушания
- Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. (Разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.)
- Ребенок, убедившись в том, что взрослый готов его слушать начинает рассказывать о себе все больше.
- Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
- Дети сами довольно быстро начинают активно слушать своих родителей.
- Техника активного слушания, применяемая к детям, меняет нас самих. И если мы ею владеем, то она переходит в искусство общения.
Задание для первой группы.
Нужно заполнить в таблице графу «Чувства ребенка», прочитав «Ситуацию и слова ребенка», заполнить графу «Ваш ответ», обозначив этой фразой чувства ребенка, которые (по вашему мнению ) он испытывает ( см. образец).
Ситуация и слова ребенка. | Чувства ребенка. | Ваш ответ. |
1 (Образец ): «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчик, мальчишка- хулиган выбил у меня портфель, и из него все высыпалось». | Огорчение, обида. | Ты сильно расстроилась, и тебе было очень обидно. |
2 (Ребенку сделали укол, плачет): «Доктор плохой». |
Задание для второй группы.
Нужно заполнить в таблице графу «Чувства ребенка», прочитав «Ситуацию и слова ребенка», заполнить графу «Ваш ответ», обозначив этой фразой чувства ребенка, которые ( по вашему мнению ) он испытывает ( см. образец).
Ситуация и слова ребенка. | Чувства ребенка. | Ваш ответ. |
1 (Образец ): «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчик, мальчишка- хулиган выбил у меня портфель, и из него все высыпалось». | Огорчение, обида. | Ты сильно расстроилась, и тебе было очень обидно. |
(Ребенок роняет чашку, та разбивается): «Ой!!! Моя чашечка!» |
Задание для первой группы
Ситуация 1.Вы который раз зовете дочь садиться за стол. Она отвечает: «Сейчас» и продолжает заниматься своим делом. Вы начали сердиться.
Ваши слова:
- Да сколько же раз тебе говорить!
- Я начинаю сердиться , когда приходиться повторять одно и тоже.
- Меня сердит, когда ты не слушаешься.
- Дополнительное задание.
1. Ситуация | 2. Ваше чувство | 3. «Я- сообщение» |
Вы только что вымыли пол, дочь пришла и наследила |
Задание для второй группы.
Ситуация 2. Вы приходите домой уставшей, а у вашего сына –подростка друзья, музыка, веселье. На столе следы их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство раздражения и обиды («Хоть бы обо мне подумал»!)
Ваши слова:
- Тебе не приходит в голову, что я могу быть уставшей?!
- Убери посуду.
- Меня обижает и сердит, когда я прихожу уставшая и нахожу дома беспорядок.
1. Ситуация | 2. Ваше чувство | 3. «Я- сообщение» |
Ребенок шалит за столом, не смотря на предупреждение, пролил молоко. |
ТИПЫ АВТОМАТИЧЕСКИХ ОТВЕТОВ РОДИТЕЛЕЙ,
И ТО, ЧТО СЛЫШАТ В НИХ ДЕТИ
- Приказы, команды:
«Сейчас же убери!», «Перестань!», «Вынеси ведро!», «Быстро в кровать!», «Чтобы я больше этого не слышал!», «Замолчи!» – ребенок слышит нежелание вникнуть в его проблему, неуважение к его самостоятельности, возникает чувство бесправия и брошенности в «беде».
В ЭТОМ СЛУЧАЕ ДЕТИ «БУРЧАТ», СОПРОТИВЛЯЮТСЯ, ОБИЖАЮТСЯ, УПРЯМЯТСЯ.
- Предупреждения, предостережения, угрозы:
«Если не перестанешь плакать, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже!», «Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!», «Не придешь вовремя, пеняй на себя!» – угрозы загоняют ребенка в еще больший тупик. При частом повторении дети к ним привыкают и перестают на них реагировать. Тогда родители от слов переходят к делу.
- Мораль, нравоучения, проповеди:
«Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек обязан трудиться», «Ты должен уважить взрослых» – дети чувствуют давление авторитета, вину, скуку.
Моральные устои воспитываются не столько словами, сколько атмосферой в доме, через подражание поведению взрослых.
БЕСЕДОВАТЬ С ДЕТЬМИ О МОРАЛЬНЫХ НОРМАХ И ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ НУЖНО ТОЛЬКО В ИХ СПОКОЙНЫЕ МИНУТЫ.
- Советы, готовые решения:
«А возьми и скажи…», «Почему бы тебе не попробовать…», «По-моему, нужно пойти извиниться», «Я бы на твоем месте дал сдачи» – это вызывает у детей желание быть самостоятельными, принимать решения самому, позиция «сверху» раздражает детей, не оставляет у них желания рассказать больше о своей проблеме.
- Доказательства, логические выводы, нотации, «лекции»:
«Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорила! Не послушался, пеняй на себя» – дети отвечают: «Отстань!», «Сколько можно!», «Хватит!». ОНИ ПЕРЕСТАЮТ СЛЫШАТЬ, ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГЛУХОТОЙ».
- Критика, выговоры, обвинения:
«На что это похоже!», «Опять все сделала не так!», «Все из-за тебя!», «Зря я на тебя понадеялась!», «Вечно ты…» – эти фразы вызывают у детей ответное нападение, отрицание, озлобление, либо уныние, подавленность, разочарование в себе, формируется низкая самооценка, ребенок начинает думать, что он и в самом деле плохой, неудачник.
Обращайте ваше внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны поведения вашего ребенка. Не бойтесь, что слова одобрения в его адрес испортят его.
Например: «Спасибо, что ты сходил в сад за малышом», «Хорошо, что ты пришел, когда обещал», «Мне нравится готовить с тобой вместе».
- Похвала:
Не хвалите (в похвале есть элемент оценки), а одобряйте ребенка.
- где похвала, там и выговор;
- ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее;
- может заподозрить, что вы неискренни с ним, хвалите его из каких-то своих соображений.
Вместо: «Молодец!», скажите: «Я рада за тебя!»
- Обзывание, высмеивание:
«Плакса-вакса», «Ну просто дубина!», «Какой же ты лентяй» – дети обижаются и защищаются: «Сама такая!», «Ну и буду плаксой!», разуверяются в себе.
- Догадки, интерпретации:
«Я знаю, все это из-за того, что ты…», «Небось, опять подрался», «Я вижу тебя насквозь…» – кому нравится, чтобы его «вычисляли»?
ДЕТИ УХОДЯТ ОТ КОНТАКТА.
- Выспрашивание, расследование:
«Нет, ты все-таки скажешь», «Что же все-таки случилось? Я все равно узнаю», «Почему ты опять получил двойку?», «Ну почему ты молчишь?» – вопросительные предложения заменяйте утвердительными. Вопрос звучит как холодное любопытство, а утвердительная фраза – как понимание и участие.
- Сочувствие на словах, уговоры, увещевания:
«Успокойся», «Не обращай внимания», «Я тебя понимаю» – в этих фразах пренебрежение к заботам ребенка, преуменьшение или отрицание его переживания.
- Отшучивание, уход от разговора:
«Отстань!», «Не для тебя», «Вечно ты со своими жалобами».
Пример:
Сын: «Знаешь, папа, я терпеть не могу химию! Ничего в ней не понимаю!»
Отец: «Как много между нами общего» – проявлено чувство юмора, но проблема не разрешилась).
Трудно? Очень! Нужно все время подбирать подходящие фразы не естественные, а «выученные».
В основе новых навыков общения – уважение к личности ребенка, признание его прав на собственные желания, чувства и ошибки, внимание к его заботам, отказ от родительской позиции «сверху».
Научитесь слышать свои ошибки!